TM IMLIGHT: театральный свет в студии звукозаписи «SmartAudio»

«Красивая картинка» стала в последнее время вторым по популярности запросом при выборе студии звукозаписи. После акустических условий и набора студийного оборудования, конечно. Музыканты активно «визуализируют» свою работу над записью материала – фото- и видео-бэкстейджи, live-сессии, съемка клипов. Поэтому сегодня об уровне звукозаписывающих студий можно судить и по комплексности проекта оснащения, включающего в том числе профессиональный постановочный свет. Светотехнический проект главного тон-зала студии «SmartAudio» (г. Киров), позволяющий создавать театральные световые сцены, был подготовлен специалистами компании «Имлайт» и реализован на прожекторах TM IMLIGHT.

Артем Сунцов, звукорежиссер студии «SmartAudio» (г. Киров):

– Подготовка релиза (не только топовых, но и региональных коллективов и исполнителей) включает в себя ряд обязательных промо-процессов, в том числе выпуск тизеров, видеоанонсов, фотоотчетов, сделанных на стадии звукозаписи. Грамотная демонстрация закулисья, которым и является работа музыкантов на студии, естественным образом подогревает интерес публики. Кроме того, среди инструментальных коллективов особой популярностью пользуется такой тип релиза, как live-сессия в студии (зачастую такой концерт одновременно пишется в аудио- и видеоформате). Разумеется, современная профессиональная студия звукозаписи не может игнорировать актуальные тренды и продолжать по старинке пользоваться офисным светом. В студии «SmartAudio» мы уделили особое внимание поплановому постановочному свету, который открывает перед видеографами больше возможностей для создания эффектных и красочных материалов. Интересно и то, что театральный свет (даже если параллельно не ведется фотосъемка) оказывает определенное влияние на самих музыкантов и их игру, настроение. У нас уже есть опыт, когда для записи одного из треков, мы подбирали атмосферную световую сцену.

Григорий Григорьев,руководитель светотехнического проекта, специалист отдела комплексных решений компании "Имлайт":

– Основной тон-зал студии (площадь около 45 кв. м, высота в отдельных точках до 6 м) разделен на две зоны, что обусловлено конструктивом самого помещения. Проходящая по центру балка делит зал на два световых плана – передний и задний, однако по факту нам пришлось работать с тремя зонами освещения. Третьей зоной стала дизайнерская стена (она же – «задник»), необходимая, прежде всего, для формирования акустических свойств помещения, но также (благодаря своей фактуре, ломанными линиям и изгибам) этот элемент обогащает набор световых рисунков. Вопрос освещения «задника», учитывая его сложную рельефную структуру, был решен заполняющим светом. Поскольку панели этой стены ориентированы вертикально (и к моменту проектирования светового развеса стена уже была подчеркнута галогенными точечными светильниками, размещенными сверху по касательной) освещать эту площадь только спереди было гибелью для фактуры – так мы получили бы скучную невыразительную поверхность. Поэтому заполняющее освещение мы разместили сбоку для максимальной вариативности свето- и цветотеневого рисунка, который создается при комбинировании трех групп источников освещения.

При проектировании освещения второго плана мы учитывали два фактора 1) в этой зоне при записи музыкальных коллективов размещаются музыканты с инструментами крупной формы (ударная установка, виолончели, контрабасы и т.д.), которые за счет выразительных элементов (хромированные части, лакированные изогнутые корпуса и т.п.) сияют, дают красивые блики, обеспечивают фактурный объем 2) эти музыканты визуально являются фоном для артистов, расположенных на переднем плане. Поэтому мы не стали искать возможности высветить музыкантов индивидуально, и освещение второго плана реализовали передним и боковым заполняющим светом. В то же время, не отказались от художественной возможности акцентировать внимание на конкретном исполнителе, предусмотрев точечные прожекторы контрового освещения. Кроме того, контровое освещение визуально отделяет музыкантов от фона и сохраняет глубину и многоплановость пространства.

В свою очередь первый план в студии звукозаписи также предполагает различные сценарии использования, поэтому здесь мы предусмотрели группу точечных светильников по периметру всего плана. Такое решение позволяет либо создавать разнообразное рисующее освещение на одном-двух солистах, либо при записи больших музыкальных коллективов точечно выделить большую группу исполнителей. Также при работе в студии большого музыкального коллектива для построения света на переднем плане предусмотрена своя группа заполняющих светильников.

Комбинируя освещение всех трех планов, мы можем получить неограниченное число светотеневых рисунков и менять объем помещения в зависимости от музыкального сценария происходящей записи, а также создать световую картину для кадра в любой точке тон-зала.

Святослав Белоногов, российский музыкант, альтист, концертмейстер группы альтов в Симфоническом Оркестре Тенерифе (Испания) в процессе записи партита для двух виоль д'амуров (студия «SmartAudio», 2017 год).

 

Владимир Зверев, бренд-менеджер театрального освещения TM IMLIGHT:

– Заниматься творчеством нужно с комфортом. Студия «SmartAudio» - это место, где музыканты могут играть в непринужденной обстановке и выбирать себе для работы освещение близкое по духу и настроению. По задумке авторов проекта, освещение в студии должно быть управляемым, как на сцене театра, световые приборы не должны создавать много шума, чтобы не мешать процессу звукозаписи, и потреблять электричество в экономичном режиме. Все эти требования как раз выполняют светодиодные прожекторы PAR RGBW10 и PAR RGBW30 TM IMLIGHT – хороший выбор для маленького помещения. Эти приборы обладают небольшой мощностью, но при этом дают яркое и насыщенное освещение, которое можно настроить с пульта управления. Главное, что в приборах нет вентиляторов охлаждения, обычно дающих ненужный в шум.

Не все световые приборы могут сочетать в себе сразу несколько достоинств: многие приборы могут менять цвет, но при этом создают много шума или мерцают во время работы. Прожекторы PAR RGBW10 и PAR RGBW30 позволяют забыть о проблемах некачественного оборудования и работать с комфортом, особенно если учесть сравнительно небольшую стоимость приборов.

Запись «Abby-K Quartet» (студия «SmartAudio», 2018 год).