«Технологический комплекс, появившийся в нашем театре - огромный шаг вперед, который постановочные задачи позволил решать не только более технически, но и интереснее художественно, и даже более театрально», – говорит руководитель литературной части Дзержинского театра драмы Александр Расев. За последние два года в театре обновлены или заменены полностью ключевые сценические системы, в том числе и световой комплекс. Техническая реконструкция Дзержинского драматического - совместный проект компании «Диджиол» и «Имлайт».
Юрий Кислинский, директор Дзержинского театра драмы
– В этом здании, построенном по проекту известных архитекторов Георгия Горлышкова и Натальи Шабалиной, Дзержинская драма прожила уже 40 лет. В 1980-м, когда театр сюда только переехал, это была суперсовременная театральная площадка с массой необходимых для работы технологий - поворотный круг, большое количество штанкетов, хороший звук (в том числе и собственная студия звукозаписи). Но сегодня, когда изменения в техническом плане происходят стремительно, комплекс сценического оборудования, которым мы располагали до реконструкции, можно было назвать только «доисторическим». Мы ощущали острую необходимость в обновлении. Участие в федеральном партпроекте «Культурная среда» («Театры малых городов») позволило нам выпускать зрелищные и яркие постановки, более активно участвовать в фестивальной жизни страны, выезжать на гастроли, но самое главное - начать совершенствовать материально-техническое оснащение театра, чтобы у нашей постановочной группы в распоряжении были современные инструменты для работы. Шекспир, Пушкин, Чехов, Островский, Лопе де Вега - драматургический материал на все времена, но жизнь вокруг постоянно меняется. Изменился и сам зритель. И нам хочется двигаться вперед, соответствовать ритму жизни, особенностям восприятия современного театрала, потому что театр, конечно, всегда должен говорить со зрителем на его языке.
Даниил Лисенков, генеральный директор компании «Диджиол»
– Проект полного технического переоснащения сценическим оборудованием Дзержинского театра драмы стал для нас новым вызовом в развитии сотрудничества с театральными площадками России. Мы изначально понимали, что для современного театрального пространства, для того зрителя, который приходит на спектакли, уже недостаточно только хорошей актерской игры - в какой-то степени аудитория сегодня и от театрального искусства ждет шоу. А театр, отвечая на «вызов», задействует в постановках разнообразные световые, музыкальные, компьютерные эффекты, которые возможны только с современным высокотехнологичным оборудованием. Нашей компании-инсталлятору решать задачи технического оснащения театральных площадок (гарантированно и качественно, учитывая актуальные тенденции рынка сценических технологий) уже не первый год позволяет сотрудничество с ключевым партнером - компанией «Имлайт». Производственная база этой компании, широкая линейка современной продукции TM IMLIGHT, огромный дистрибьюторский портфель иностранных брендов, гибкое и оперативное реагирование на любой сложный запрос помогли нам вместе, в том числе числе и в этом проекте, найти нестандартные и эффективные решения.
В репертуаре Дзержинского театра драмы - Шекспир, Кальдерон, Мольер, Достоевский, Гоголь, Чехов, Пушкин.
– Вполне традиционные имена для русского театра, – говорит руководитель литературной части Александр Расев. – Но есть и современные, молодые драматурги - Мария Огнева (спектакль «Спойлеры»), очень тесно общаемся с Ярославой Пулинович (уже поставили два ее спектакля, в том числе «Жанна и земля Эльзы»).
Над одним из последних спектаклей Дзержинской драмы «С любовью не шутят» работала художник-постановщик Лилия Хисматуллина из Москвы. Центральным элементом сценографии был задуман огромный лабиринт - интересная впечатляющая декорация, но без нового света, признается художник по свету Максим Балунин, было бы не справиться. Показать такой декорационный объем фронтальным светом невозможно, он потеряется, «съестся». Нужен прострельный свет, который до реконструкции театр физически не мог себе позволить - не хватало ни приборов, ни времени, чтобы все это развесить. Сейчас в театре есть все, чтобы создать световой объем и хорошую картинку, которая удовлетворяет требованиям не самых простых художников.
Максим Балунин, заведующий осветительным цехом Дзержинского театра драмы
– Света стало больше - и спектакли стали сложнее. Выросли и требования режиссера к художникам по свету, мы растем в пропорциях (то есть вместе с качеством света пропорционально увеличилась и работа). Сейчас даже непрофессионалу видно, что световая картинка стала мощнее, ярче. Интеллектуальное оборудование, его набор и количество наконец-то позволяют нам не перевешивать, как раньше, приборы во время спектакля. Сейчас у нас четыре рабочих софита, на пятом софите размещены светодиодные светильники ТМ IMLIGHT, которые используются под горизонтное освещение - очень хороший заливающий свет, меня устраивает полностью. Тем более что до реконструкции комплекта оборудования для заливающего света у нас не было. Также стало больше точек подвеса, откуда можно разжечь стационарные приборы, появились портальные прострельные башни. Появились и светодиодные рампы - мощная имлайтовская заливка с широким углом раскрытия.
Владимир Зверев, бренд-менеджер театрального освещения TM IMLIGHT
– Многие театры до сих пор работают на сильно устаревшем световом оборудовании, поэтому легко представить, как приборы нашего производства могут преобразить театральную постановку и придать новый сценический образ благодаря своим техническим возможностям.
Новые театральные прожекторы PROFILED-18/36 и FRENELED W150 на светодиодах используются для замены ламповых профильные прожекторы и приборы с линзой Френеля мощностью 1200 Вт, потребляя при этом в 8 раз меньше электричества. Учитывая, что на сцене Дзержинского театра драмы никогда не использовались профильные прожекторы, то помимо достоинств светодиодных технологий, художник по свету может открыть для себя и новые возможности приборов PROFILED-18/36: точная оптика с возможностью настройки как размера, так и фокуса светового пятна, гобо для различных проекций и профилирующие заслонки, изменяющие привычную форму светового пятна.
Светодиодные прожекторы серий STAGE LED и PAR STAGE используются для равномерного заливающего освещения сцены и, помимо экономии электроэнергии, дают богатые возможности выбора цвета освещения. Комплект приборов со сменой цвета дополнен новыми светодиодными приборами направленного света COLOR PAR, которые дают высокий световой поток с меньшим потреблением электроэнергии и отличаются великолепной оптикой и новыми возможностями смешения цвета с микшером цвета RGB+L. К тому же в COLOR PAR используются калиброванные пресеты белого цвета, что очень удобно для работы с прибором цветного света. В дополнении к этому комплекту на сцене дзержинского драматического используются светодиодные приборы ультрафиолетового света UV PAR LED 100 со встроенным управлением, которые могут менять яркость освещения и использовать эффект стробоскопа. Эти характеристики отличают UV PAR LED от ламповых аналогов, к тому же они очень компактны и экономичны.
Всего на сцене используется 62 светодиодных театральных прибора TM IMLIGHT, что в совокупности значительно снижает расходы на электроэнергию и закупку ламп. Парк светового оборудования дополнен также ламповыми приборами нашего производства. Линзовые приборы ACCENT 1200 в комплекте с диммерами PD 12-3 (V) и прожекторы следящего света ASSISTANT HMI-1200 дают значительный эффект за небольшие деньги и стоят дешевле светодиодного оборудования.
Андрей Подскребкин, главный режиссер Дзержинского театра драмы, засл. деят. искусств Читинской области
– Конечно, новый светодиодный свет позволяет нам не фильтровать фонари, не тратить время на смену картинки. Без ламп накаливания, естественно, мы обойтись не можем, но цифровое LED-оборудование дает гораздо больше возможностей - множество вариаций цветных заливок, точечный свет, холодный ртутный медицинский свет, который невозможно сделать лампой накаливания. Появился проекционный экран, наша живая декорация - и мы не только больше не переносим задник с места на место, но и можем мгновенно сменить картинку, настроение, локацию, переместить зрителя в иное место и время действия. Это позволяет идти в ногу с нашим сегодняшним кинематографичным временем.
Замечали, что многие из нас не могут концентрировать внимание на протяжении долгого времени? Люди привыкли жить внутри калейдоскопа, поэтому на ровной картинке начинают терять нить повествования.Меняя эту самую картинку техническими средствами, мы продолжаем вести линию повествования, чтобы зритель на протяжении всего спектакля не отрывался и не терял интерес. И у нас получается. Я боялся, как дети-школьники будут смотреть «Капитанскую дочку»? Смогут ли старый текст слушать внимательно? И я был приятно удивлен тем, что старшеклассники, во-первых, смотрят про себя (ведь главный герой - их ровесник) и, во-вторых, смотрят так, что можно услышать, как муха пролетит. Очень внимательно слушают пушкинский текст, следят за сюжетом. Вот это внимание, которое мы не теряем у молодых, стоит гораздо больше внимания старых театралов. Когда я могу «захватить» случайного человека, не интеллектуала - значит в театре есть все, чтобы картинка увлекала, а звук был комфортен.