Музыкальная шкатулка: Астрахань

Астраханский театр Оперы и Балета – и архитектурным обликом, и размахом художественных задач, которые он претворяет в жизнь, и техническими возможностями сцены – сегодня можно по праву считать творческой доминантой Астрахани.

Отношение к музыке в Астрахани всегда было особенным. В многоцветьи и многозвучьи наций, согревая южным солнцем бежавших сюда в поисках лучшей жизни, спасавшихся от голода, от политических репрессий – этот город приютил немало творчески неординарных и одарённых личностей (а подчас и целые музыкальные коллективы), взрастил и поддержал многие музыкальные начинания. Поэтому вполне закономерно, что вопрос открытия собственного городского музыкального театра звучал всегда убедительно и актуально.

Рождение театра

Тем не менее, со дня первых попыток претворить задуманное прошло почти сто лет. Только осенью 1995 года было принято, наконец, знаменательное решение, и 4 мая 1996 состоялось торжественное открытие Астраханского государственного музыкального театра. Ему выделили здание, построенное в парке «Аркадия» на месте сгоревшего, любимого астраханцами летнего гастрольного театра.

В 2007 году глава оргкомитета по подготовке к юбилею 450-летия Астрахани, министр экономического развития РФ Герман Греф, вместо принятия решения о давно ожидаемой реконструкции театрального здания поставил вопрос о строительстве в Астрахани нового театрального центра.

В 2010 году, когда строительство театра близилось к завершению, проблема творческих кадров была поставлена во главу угла. К решению вопросов подключились городские власти. На должность художественного руководителя и главного дирижёра театра был приглашён Валерий Воронин, главным режиссёром театра в 2011 году стал Константин Балакин, а главным художником – Елена Вершинина. «Петербургская» школа нового творческого руководства пришлась по душе «астраханской», и уже первая работа коллектива стала событием в жизни всего города.

 Успех

Впервые театральный спектакль Астрахани – опера Д. Пуччини «Мадам Баттерфляй» – был выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска». Об астраханском театре заговорили, и хотя ни в одной номинации главного приза спектаклю не досталось, победой стало уже само участие театра в финале престижного фестиваля: из 500 претендентов «Мадам Баттерфляй» попала в число 11-ти лучших оперных спектаклей. Поездка на «Золотую маску» состоялась в самом начале 16-го театрального сезона.

Тогда же произошло ещё одно важное событие: театру был присвоен высокий статус театра Оперы и Балета. Начался новый период творческой биографии коллектива. Новую премьеру – оперу П.И.Чайковского «Пиковая дама» - сыграли на закрытии здания старого музыкального театра и ею же открыли первый театральный сезон нового театра Оперы и Балета. Постановка увенчалась выдвижением на Национальную театральную премию «Золотая маска» сразу в шести номинациях: «Лучший оперный спектакль», «Лучший дирижёр» (Валерий Воронин), «Лучший режиссёр» (Константин Балакин), «Лучший художник по костюмам» (Елена Вершинина), «Лучшая женская роль» (Елена Разгуляева), «Лучший художник по свету» (Ирина Вторникова).

 Технические премьеры

Творческие успехи Астраханского театра Оперы и Балета совпали с его масштабными техническими премьерами. Инсталляцией светового оборудования, верхней и нижней механики сцены, механизма трансформации партера зрительного зала театра занималась компания «Имлайт».

А.В.Пушкарёв, генеральный директор компании «Имлайт»:

– Кто строит театры – тот думает о будущем. Мы рады, что сегодня наряду с реконструкцией театров мы всё чаще работаем в новостройках. В 2011 году мы завершили работы по техническому оснащению Мордовского государственного театра оперы и балета имени И.М.Яушева, 2012 год был отмечен работой в Астраханском театре Оперы и Балета. С каждым новым объектом возрастает уровень сложности и масштаб работ. Нашей премьерой в Астраханском театре Оперы и Балета стала инсталляция нижней механики сцены. Мы движемся вперёд, осваиваем новые технологии и очень рады, что все современные технические средства становятся достоянием культурных и театральных центров.

 Главный зал Астраханского театра Оперы и Балета, рассчитанный на 1200 мест - партер, три яруса лож - кажется уютным и небольшим, но если зайти за кулисы, то сразу оказываешься в совершенно других масштабах: выходишь «в космос» творчества. Размеры сцены Астраханского театра Оперы и Балета действительно окрыляют. При габаритах планшета 17,5 х 16 м и зеркала 15,8 х 9,8 м, высота до колосников составляет 27 метров! Технологический процесс на такой «объемной» сцене обеспечивают два комплекса современного высокоточного оборудования – верхней и нижней механики.

Разработка, производство, монтаж этих комплексов – результат многомесячной напряженной работы компании «Имлайт», в том числе и в сотрудничестве с французской компанией SERAPID.

 

Нижняя механика. SERAPID & «Имлайт»

Практически каждый комплекс сценической театральной машинерии индивидуален, поэтому механизация сцены, особенно таких размеров – процесс непростой, дорогостоящий и трудоёмкий.

Все начиналось с непростого технического задания, составленного заказчиком. Проектный отдел компании «Имлайт» разработал и согласовал соответствующие заданию технологические решения. По заданным проектом параметрам французская компания SERAPID изготовила необходимые узлы и механизмы.

Надо заметить, что французы занимаются лишь производством непосредственно подъёмных механизмов. Разработку и изготовление металлоконструкций платформ, силовой части, системы компьютерного управления и безопасности, а также последующий комплексный монтаж и пуско-наладку всего комплекса успешно осуществила компания «Имлайт».

Бренд SERAPID известен всему миру – оборудование компании установлено более чем на тысяче площадок от Японии до Америки. В начале 2012 года специалисты «Имлайт» прошли обучение на производстве SERAPID, получив по окончании курсов сертификат.

 Подвижное искусство

Масштаб выполненных работ впечатляет. Огромная сцена Театра разделена на пять независимых площадок-секций. Каждая из секций является подъемно-опускной, приводимой в движение мощными и практически бесшумными механизмами SERAPID. Из-за очень глубокого трюма (разница высот составляет 11 (!!!) метров), первые три площадки сделаны двухъярусными для возможности установки люков-провалов. Две дополнительные площадки – грузовые, они выполняют функции технологических выходов и служат для транспортировки декораций. Оперативно менять сценографию поможет установленная на них перекатная фура с поворотным кругом.

Подъёмно-опускные площадки, перемещаясь со скоростью движения 6 метров в минуту и точностью до 1 мм, способны создавать различный рельеф сцены. Для управления комплексом, компанией «Имлайт» разработаны и установлены две дублирующие друг друга системы управления, оснащенные системой трансляции и видеонаблюдения.

 В зрительном зале

Астраханский театр Оперы и Балета – средоточие культурной и общественной жизни города – после реконструкции должен принимать губернаторские балы, причем в большом зале театра. Таким было пожелание заказчика. Но если проблему со зрительскими местами еще можно решить (сделать кресла легкосъёмными), то по требованиям технологии зрительный зал театра имеет ощутимый подъем (более 10 градусов), что никак не способствует бальным танцам.

Изначально существовало множество сомнений по реальности поставленной задачи. Однако, после предварительных расчетов и консультаций со строителями, решение было принято - не только сцена, но и вся площадь зрительного зала должна приходить в движение.

И вновь совместная работа «Имлайт» и SERAPID принесла положительные результаты: были разработаны, изготовлены и всего за один месяц смонтированы индивидуальные конструкции и механизмы подъема, благодаря которым весь зрительный зал (площадью 400 кв.м. и общей массой более 60 тонн) за 30 секунд, практически бесшумно, поднимается на полтора метра и принимает горизонтальное положение.

Вариант с поднятием зала в один уровень со сценой планируется использовать не только для проведения балов, но и для театральных постановок, в которых часть зала будет задействована под сценографию. Монтаж всей системы выполнен компанией «Имлайт».

 Верхняя механика сцены

С учетом технических особенностей театра и рекомендаций заказчика, компанией «Имлайт» был серьезно откорректирован существовавший проект реконструкции. Вновь проработаны схемы кабельных трасс, изменено размещение силовой станции, увеличено количество декорационных подъемов, добавлены конструкции попланового и выносного освещения.

По результатам проектирования компанией «Имлайт» разработана, изготовлена и смонтирована вся верхняя машинерия главной сцены театра – 9 софитных подъемов, 58 декорационных и 10 индивидуальных. Все подъемы оснащены электроприводами собственного производства компании, для минимизации уровня шума лебедки укомплектованы встроенными тормозами фирмы MAYR (Германия).

 Постановочное освещение

При подборе и последующем монтаже оборудования постановочного освещения специалистами компании «Имлайт» были максимально учтены требования служб эксплуатации. Комплект формировался с учетом уже имеющегося в театре оборудования.

Вновь поставлено и смонтировано:

  • Силовая станция управления постановочным освещением – IMLIGHT (Россия).
  • Прожекторы и светильники театральные – IMLIGHT (Россия), ETC (США).
  • Поворотные лиры, скроллеры – Система (Россия) пульт помощника режиссера индивидуальный – IMLIGHT (Россия).

 

Оборудование театра:

  • Пульт управления - Road Hog (Англия).
  • Прожекторы и светильники театральные – ETC (США), D.T.S. (Италия), Teclumen (Италия), Система (Россия), Светогор (Россия), Протон (Россия), Фотон (Россия).
  • Проекционные динамические эффекты – Martin (Дания), Robe (Чехия).

Творческие планы

Техника в творчестве вторична, она – средство выражения художника, но современные технологии зачастую также могут служить источником вдохновения для создателей спектакля. О творческих планах коллектива нам рассказали художественный руководитель и главный дирижёр Астраханского театра Оперы и Балета Валерий Воронин и главный режиссёр Константин Балакин.

– Новый театр. Новая сцена. Новые технические возможности. Как современные технологии сегодня участвуют в творческом процессе создания спектаклей?

В. Воронин:

Спектакль – это синтез музыки, действия, сценографии, где каждая деталь очень важна. Технические возможности нового театра – оборудование, подвижная сцена, люки-провалы, да и сами размеры сценической площадки - дают нам возможность реализации самых смелых задумок, и мы собираемся всё это активно осваивать.

Сейчас век высоких технологий, и, на мой взгляд, театр тоже должен двигаться вперёд - как любое искусство, которое постоянно переосмысливается, пересматривается. Первое место в оперном театре всё равно будет занимать музыка, потому что она должна занимать первое место, но, основываясь на традициях, мы должны искать новые формы выражения, новые пути. Сейчас молодежь любит 3D, 5D, компьютеры, ай-пады - информация передаётся очень быстро, задействовано много технических средств. Применение в спектаклях современных технологий в соединении с традиционным отношением к музыке и к театру, на мой взгляд, только подогреют интерес к опере.

– Значит, астраханского зрителя ждут новые сценические эксперименты?

В.Воронин:

В наших планах грандиозный проект. В 2013 году мы планируем осуществить первую в России сценическую постановку «Осуждения Фауста» Берлиоза. Этим спектаклем мы хотим удивить зрителей, используя новейшие технологии, которых нет ещё ни в одном театре мира, и, если всё получится, это будет очень масштабным делом в области театрального искусства не только в России, но и за её пределами.

К.Балакин:

Эта «драматическая легенда» («Осуждение Фауста» - авт.), как обозначил её сам автор, очень популярна на Западе, но практически неизвестна в России в силу того, что у нас на сцене она никогда не ставилась. Её неоднократно исполняли оркестры Гергиева и Федосеева, но концертное исполнение – это всё-таки не театральный, а скорее филармонический формат. Два часа музыки в исполнении внушительного состава оркестра, хора и четырёх солистов, написанные в середине XIX века, представляют величайшую трагедию Гёте в совершенно неожиданном сценическом ракурсе. Революционное по замыслу, во многом провидческое для своего времени сочинение Берлиоза провоцирует и нас на новые поиски.

В постановке будут задействованы возможности подъёмно-опускных площадок сцены, её пространственные масштабы и технология, которая была придумана и разработана молодыми астраханскими изобретателями. Их ноу-хау - так называемый безэкранный дисплей: проекция образуется в пространстве за счёт влажности воздуха. Это будет динамическое изображение, стихия, с которой артисты будут интерактивно взаимодействовать. В смысле постановочной интриги для нашего театра это самый амбициозный проект – вершина, к которой мы стремимся.

Текст: Татьяна Демихова.