– Сценическая механика, которой оснащен наш последний объект – Башкирский государственный театр оперы и балета в Уфе, открывает для режиссера практически безграничные возможности в постановочном плане, на этой сцене можно реализовывать сложные, фантастические задумки со сменой планов. В распоряжении режиссеров сейчас есть технически совершенные, но и при этом отличающиеся некой грандиозностью решения механики сцены. Например, фундаментальный кассетный сейф для скатывания декораций общей грузоподъемностью порядка 30 тонн и трансформируемая оркестровая яма с подъемно-опускным барьером, благодаря которой можно или расширить пространство зала, или расположить оркестр на самое начало сцены в уровень с залом, в наибольшей близости к зрителю.
Как писал в начале прошлого режиссер Всеволод Мейерхольд, известный своими театральными экспериментами и новаторством, «самая большая неприятность — сценический пол, его плоскость. Как скульптор мнет глину, пусть будет измят пол сцены и из широко раскинутого поля превратится в компактно собранный ряд плоскостей различных высот». И не он один ожидал от планшета сцены большего, чем просто точку опоры. В ту же эпоху художественный руководитель Камерного театра Александр Таиров ждал, когда же сцена будет «гладкой и послушной клавиатурой». Для современных художников-постановщиков сцена – гениальный инструмент для воплощения творческих замыслов, правда, далеко не у всех в распоряжении настолько совершенный инструмент, как в Уфимском театре оперы и балета.
Здесь мы реализовали полностью трансформируемую сцену, игровая зона которой состоит из 20 подъемно-опускных платформ для выстраивания различных вариантов игрового пространства и ландшафта. За счет этих платформ создается максимальная универсальность сцены, дающая воплощать режиссеру задумки и сценарии в разных высотах и конфигурациях – рядами, кубами, как угодно. Конечно, аналогичные площадки существуют, например, Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, с одной лишь разницей, делающей Башкирский театр оперы и балета уникальным для России. Речь идет о такой характеристике как ход платформ, составляющий 5,8 метра! Подобным огромным ходом отличаются только подъемно-опускные платформы сцены Большого театра оперы и балета в Минске, но это главная площадка страны.
В Башкирском театре оперы и балета проектный отдел компании «Имлайт» сумел подружить между собой два сложно реализуемых момента - использование люка-провала вместе с одноярусными подъемно-опускными площадками. Задачу решили с помощью проектирования пространственной конструкции, имеющей габариты одной из платформ – вот в ней-то и встроен люк-провал, который непосредственно и поднимает актеров из трюма на сцену и в обратном порядке.
Современный театр, пройдя вынужденную стадию упрощения и бюджетного минимализма, с удовольствием открывает для себя высоты технических достижений, заново учится мечтать о невозможных спецэффектах, самых смелых постановках. А о том, как оживить сцену, мы знаем.
Фото: Олег Меньков.